Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
— Как вы оцениваете урожай этого года? Чего ждать от вин?
— В этом году совиньон блан должен получиться особенно высокого качества, сохранить свежесть и яркую тропическую ароматику.
Наш терруар хорошо подходит и для красных вин. В меру жаркий и сухой климат способствует созреванию и длительному развитию красных сортов. В августе установилась теплая солнечная погода: днем было порядка +25…+30 °C, а ночью температура опускалась до +15…+18 °C. Это прекрасно для сохранения кислотности в вине и постепенного дозревания виноградной ягоды.
— Когда вы начали сбор урожая в этом сезоне?
— Весна и лето наступили на неделю позже, а июнь выдался достаточно прохладным и дождливым. Поэтому сбор винограда начался только 29 августа с сорта «пино гри». Обычно мы стартуем чуть раньше.
— Каким в этом году получается «шардоне» для Grand Karsov?
— «Шардоне» — очень честный и благодарный сорт. Если хорошо с ним поработаешь, то почти гарантированно получишь высокий результат. Grand Karsov, которое сделано из 100% «шардоне», — прямое тому доказательство. Этим вином я горжусь, тщательная работа над ним ведется уже на протяжении трех сезонов.
В процессе его создания важна каждая деталь: уникальные участки с особым составом почвы, тщательно выверенные условия сбора урожая, строгий отбор ягод и их бережное хранение и, конечно же, мастерская работа с дубовой бочкой. Получилось исключительное вино превосходного качества, в котором переплелись благородство бургундского «Шассань-Монраше» и щедрость жаркого солнца, наполнившего его легкими тропическими нотами.
Grand Karsov обладает огромным потенциалом к развитию. Уверен, очень интересно вернуться к нему через пять-десять лет, чтобы открыть для себя новые грани его сложного характера. Впрочем, и сейчас оно способно подарить незабываемое удовольствие!
— Одно из ваших флагманских вин Le Chene Royal — это так называемый бордобленд. Расскажите об особенностях «мерло», «каберне совиньона» и «каберне франа», выращенных на вашем терруаре.
— На наших этикетках неслучайно изображен Королевский дуб. Он растет на горе Гужевой, терруар вокруг нее прекрасно подходит для производства качественных вин и напоминает мне лучшие участки Pic Saint Loup на юге Франции. Те же гористая местность, обычно сухая осень, сниженное влияние моря. Это та самая земля, которую можно приравнять к статусу grand cru: скудная почва, мергель, известняк. Именно здесь лучшие участки для «каберне совиньона» и «каберне франа», которые идут в наше премиальное вино — Le Chene Royal.
Но терруар включает не только климат, почвы, но даже человеческий фактор.
В этом году по инициативе Мишеля Роллана и под нашим общим чутким руководством мы создали Le Chene Royal во внушительном формате «магнум» (1,5 литра). Для нас это очень символично.
В бутылках большого объема вино развивается иначе, более гармонично, чем в стандартных, раскрывая всю палитру своих вкусовых характеристик. Поэтому этот формат — признание ценности Le Chene Royal, его потенциала к долгой выдержке и способности радовать своим неповторимым вкусом на протяжении многих лет. Тираж Le Chene Royal Magnum ограничен и составляет всего 3500 бутылок.
— Замечаете ли вы изменения климата в Краснодарском крае за последние годы?
Интересно, что 2025 год был прохладнее, чем обычно. По нашим наблюдениям, изменение климата заметнее сказывается на прибрежных районах. У нас же климат сильно не поменялся. Хотя и нельзя это исключать в будущем.
Также мы делаем ставку на сорта, которые при слаженной командной работе дают высокий результат в различных условиях.
— Какие из ваших вин порекомендуете заложить в коллекцию для выдержки, а какие стоит пить молодыми?
— Потенциал вина зависит от многого, в том числе от того, как его производишь, как готовишь к розливу.
В нашей местности в летнее время днем достаточно жарко, а ночью прохладно. Такой перепад температур в течение дня способствует сохранению кислоты в ягоде. А впоследствии высокая кислотность служит залогом того, что вино проживет продолжительное время в бутылке.
Из белых вин лучший потенциал для выдержки имеют прежде всего Cuvee Karsov и Grand Karsov, а также другие выдержанные в бочке вина. Они обладают большим потенциалом к развитию и хранению.
Если говорить о красных, я бы отдельно выделил наши новые вина Merlot Reserve и Cabernet Sauvignon Reserve. Отличный потенциал также у Le Chene Royal и Cabernet Franc Reserve.
Я рекомендую всем этим винам полежать. Их стоит пить через год-два после создания — они имеют все шансы очень сильно удивить через несколько лет. Эти вина созданы для неспешных дегустаций и вдумчивого знакомства. Каждый оттенок вкуса от года к году будет открываться по-своему.
Стоит подчеркнуть, что данный способ потребления в целом характерен для этих сортов.
А вот вина линеек Vostock и Fagotine — это прежде всего про свежесть, яркость и хорошую кислотность. Их можно и нужно пить сразу.
— В прошлом году появление полусладкого вина Fagotine вызвало большой интерес. В чем его причина?
— Как я понимаю, в России всегда были популярны вина с остаточным сахаром. Высокий спрос на Fagotine, вероятно, был вызван невысокой конкуренцией в этом сегменте. Качественных полусладких и сладких вин в России достаточно мало, особенно по приемлемой цене.
— Ваш главный консультант — энолог-легенда Мишель Роллан. Насколько он включен во все процессы?
— В настоящее время все ключевые решения и вопросы винодельни находятся в ведении Мишеля Роллана. Вместе с Жульеном Вио, еще одним представителем его команды, мы приезжаем на винодельню для выполнения специализированных задач, требующих нашего непосредственного участия. Для меня это прежде всего отслеживание качества созревания ягод, подготовка к сезону сбора урожая и переработки винограда, проведение всех операций, связанных с винификацией. Для Жульена — создание финальных купажей, их распределение по соответствующим линейкам, контроль позиционирования каждого вина и плана действий. Работая в тесном взаимодействии как единый механизм, мы реализуем стратегию, утвержденную Мишелем Ролланом, чье видение определяет направление нашей деятельности.
— Расскажите о вашем методе производства.
Мы контролируем весь процесс, начиная с виноградника. Работа с каждым участком и урожаем с него ведется по отдельности.
Кроме того, это позволяет учитывать малейшие особенности терруара, чтобы минимально вмешиваться в деятельность природы.
При выдержке мы используем французские и американские дубовые бочки. Деликатная работа с ней обогащает вино, сохраняя его яркость и свежесть. Так делают, например, в долине Луары.
— Какие важнейшие нововведения вы внедрили в рамках недавней масштабной реновации?
В рамках проведенной реновации модернизировали и автоматизировали все производственные мощности винодельни. Внедрили множество технических нововведений.
Например, удаленный доступ и контроль за температурой емкостей стал одним из важнейших инструментов для технолога, так как это определяет качество будущего продукта.
Мы увеличили и обновили парк современных емкостей с автономной терморегуляцией, что позволит увеличивать объемы производства без ущерба для вина.
В процессе переработки сейчас применяется новый метод загрузки пресса с использованием системы аспирации для удаления гребней, что обеспечивает более равномерное распределение и минимизирует возможность окисления сусла.
— У вас появился новый дегустационный зал с выходом на террасу. Замечаете ли вы интерес к винному туризму?
— За годы моей работы на Chateau le Grand Vostock нельзя не заметить увеличение количества туристов на нашей винодельне. Это нормальный и, безусловно, положительный процесс. Во Франции винный туризм — это обычное явление. Хорошо, что это направление стало развиваться и в России.
— Мешают ли туристы вашей работе?
— Нет, винные туристы мне не мешают. У нас оговорены все правила посещения винодельни, плюс команда гидов на нашей винодельне очень профессиональная. Проблем никогда не возникало. Я даже рад, когда у меня есть свободная минутка лично рассказать о процессах винопроизводства. Особенно приятно, если меня поймут. (Матиас говорит на французском и английском, очень мало на русском. — «РБК Вино»)
— Сейчас вы совсем немного говорите на русском, а были ли забавные истории, когда вы только приехали в Россию и общались с сотрудниками с нулевым знанием французского?
— Да, здешние люди в основном не говорят по-французски и обычно ограничиваются словами «здравствуйте», «до свидания» и «спасибо». Мне вспомнилась история, как наш агроном сказал мне: «А! Француз! Супер!» И тут же добавил: «Chercher la femme!» («Ищите женщину!»). Это выражение, очень забавно услышать здесь, в Садовом.