Мост между мирами: шефы-итальянцы — о сути российского виноделия

Автор: Новости

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Выбор шефа

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

Российские вина — это особенный и уникальный сегмент, который полностью не вписывается ни в старосветский, ни в новосветский формат, говорит Грациано. По его словам, российские вина сочетают в себе черты обоих миров и обладают собственной идентичностью.

«С одной стороны, российские вина обладают структурой, четкостью и чувством терруара, которые я бы сравнил с южными регионами Франции и Италии. С другой — они сохраняют свежесть и современный стиль, характерные для Нового Света. Это интересный баланс между традициями и инновациями, где природные условия и винодельческая философия создают уникальные по духу вина. Например, я вижу параллели с винами из Южной Роны, Пьемонта и Калифорнии, где уважение к природе сочетается с техническим мастерством», — говорит он.

«Российские вина сейчас проходят очень интересный этап развития. В них есть потенциал, и благодаря инвестициям и усилиям виноделов они с каждым годом становятся лучше. Можно сказать, что они формируют свой собственный, особенный стиль. Они не копируют слепо ни Старый, ни Новый Свет», — говорит Дзаго.

По его словам, сложно и излишне сравнивать стилистику российских вин с какими-либо мировыми винодельческими регионами. Дзаго отмечает, что от старосветских, итальянских или французских, вин российские отличает другая земля, «другое солнце» и другие условия. При этом отечественные вина не такие яркие, как новосветские.

По словам Джини, его семья давно занимается виноделием в Италии и связана с зоной производства Soave — классического сухого белого вина из Венето. Шеф впервые попробовал российское вино в Алупке в 2008 году. Он отметил, что в последние годы российское виноделие сделало огромный шаг вперед и сегодня есть действительно достойные бутылки, а также установил для определения своих любимых отечественных вин ценовую границу 2,5 тыс. руб. за бутылку. Еще одним критерием стал выбор вин из автохтонных российских сортов. Исключением стало ркацители из-за его распространения на территории бывшего СССР.

Российские вина занимают интересную нишу. Их сложно однозначно отнести к Старому или Новому Свету. Это скорее своя особенная школа, которая пока формируется, говорит Джини.

«Если все же сравнивать, то некоторые белые вина Кубани или Крыма можно поставить рядом с итальянскими из Фриули или Альто Адидже, где тоже сочетаются минеральность, свежесть и работа с автохтонными сортами. А некоторые красные (например, на основе «пино нуара») ближе к северо-западным итальянским винам или — в случае некоторых красностопов — к мощным калифорнийским, испанским или южноитальянским», — говорит он.

Шеф отмечает, что в случае с винами Тосканы иногда можно сказать, что по стилистике они похожи на бордоские, а вина Пьемонта — на бургундские. На что похожи вина Кубани или Крыма, пока не понимают даже сами виноделы, считает Джини. Он уверен, что только время поможет понять российскому вину свои особенности.

Как рассказал Маньи, более десяти лет жизни в России дали ему возможность пристально наблюдать за развитием российского виноделия. Он отметил, что видит путь к профессионализму, а на рынке уже появляются вина, которые «могут соперничать с лучшими образцами Старого и Нового Света». Я родом из Италии, страны с древней винной культурой, потому всегда особенно внимательно смотрю на вино. Для меня это не просто напиток — это отражение земли, людей и страсти, с которой они работают», — говорит он.

Маньи называет российское виноделие мостом между традициями Старого и свободой Нового Света, подчеркивая, что при этом у него есть собственный путь. «Я вижу, как они становятся всё более зрелыми, и уверен: в ближайшие годы их узнаваемость и популярность будут только расти, и не только в России, но и за ее пределами», — считает он.

Каберне и шардоне из Крыма или с Кубани напоминают шефу французские, бордоские и бургундские, вина — «они структурные, благородные, сдержанные». В то же время совиньон блан и шардоне из Краснодарского края он называет яркими, фруктовыми, экспрессивными, как вина из Новой Зеландии или Австралии.

«Но есть и то, чего нет больше нигде в мире, — это самобытность. Например, автохтонный сорт «кокур», который растет в Крыму. Его вкус невозможно спутать. Это вино с особым характером, которое создает уникальное лицо российского виноделия», — добавил он.

Сансоне отметил, что российские вина отличаются огромным разнообразием стилистик и их нельзя однозначно отнести ни к старому, ни к новому миру.

«У нас широкий спектр терруаров и климатических зон — от Крыма до Ростовской области, где на зиму виноград приходится укрывать. Поэтому стилистика вин может быть очень разной. Есть вина, которые стилистически ближе к Новому Свету. Есть те, что напоминают стиль Старого Света. Есть такие, которые вообще ни на что не похожи. И в этом весь интерес — чтобы больше пробовать российских вин. Здесь каждый сможет найти что-то для себя», — считает он.

Спроси у GigaChat:

Реклама, ПАО «Сбербанк»