О возрасте вина, ценах и качестве: какие мнения экспертов вызывают споры

Автор: Новости

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Руководитель российского винного рейтинга Top100Wines Игорь Сердюк рассказал о том, что ценить в винах молодость его научил «прекрасный и великодушный учитель», советский и грузинский ученый в области виноделия Николай Мехузла. «Нашего трепетного отношения к старым винам он, как казалось, не разделял. Старость он недолюбливал — по крайней мере, в вине. «Признайтесь, — говорил он, — ведь юная и привлекательная девушка, само олицетворение свежести, наверняка понравится вам больше, чем импозантная дама преклонных лет… Так почему с вином должно быть по-другому?» — сказал Сердюк.

По его словам, по-настоящему лучшие вина прекрасны уже в ранней молодости. В этом можно убедиться во время дегустации en primeur гран крю Бордо и Бургундии, вин Тосканы и долины реки Дуэро, Калифорнии и Южной Австралии.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

«Наиболее достойные вина уже в молодости демонстрируют комплексность ароматов, шелковистую текстуру танинов и длительность послевкусия. Каждый новый год жизни удачного винтажа лишь подтверждает его потенциал, да и для старого вина лучший комплимент — когда дегустатор находит в его букете следы молодости и отмечает свежесть оттенков. Год урожая на этикетке слишком часто нас завораживает, и магия цифр отвлекает от реальных достоинств вина. В своих дегустационных оценках, увы, старым винам мы слишком многое прощаем, а молодым — слишком во многом отказываем», — добавил Сердюк.

Он также вспомнил, что патриарх винной журналистики Хью Джонсон в своей недавней колонке, посвященной 50-летию журнала Decanter, иронично написал: «Это сейчас мы дискутируем на тему, как усмирить тревожную кислотность и непокорные танины. А в те времена про большинство вин говорили, что они «вообще-то хорошие, но им надо немного полежать».

Кристина Монкус, винный маркетолог и автор телеграм-канала «Я есть Монкус» говорит, что «много лет назад», когда на рынке еще не было много вина российского производства, она уже в него верила. «В то время, когда многие винные профи отворачивали голову от уже подросшего в качестве локального продукта, я упрямо продолжала утверждать, что «топить» за наше надо, дело это правильное и идейное», — отмечает Монкус.

Сейчас, по ее словам, активно распространяется другое убеждение: российское вино не может стоить дорого. Красное не может быть по цене Бордо, белое — по цене Гави, а игристое — по цене Шампани.

«Почему же?! Давайте осознаем, какой прогресс виноделие совершило за буквально десяток лет, сколько в этот сжатый срок было вложений во все: от виноградников до техники, от бутылки до пробки, от маркетинга до образования — и как сложно делать бизнес при таких вложениях. Давайте подумаем хотя бы о частичной окупаемости инвестиций, не говоря уже о сверхприбылях, об инфляции, о том, сколько усилий и труда нужно вложить в хорошее вино… Нет, для меня точно нет понятия «для России это дорого». Если вино сделано так, что оно вам нравится, к нему нет замечаний, оно имеет потенциал развития и в принципе оно способно украсить ваш стол или винный шкаф, к цене я вопросов не имею», — добавляет она.

Монкус перечислила еще несколько своих убеждений, вызывающих споры:

Любое утверждение винодела, сомелье или эксперта стоит подвергать сомнению, а «критическое мышление — наше все», считает Валерия Тенисон, обладатель WSET Diploma и сертифицированный сомелье ASI. По ее словам, винный мир полон мифов. В качестве примеров она приводит утверждения о том, что лучшее вино делают из винограда со старых лоз, высокая плотность посадки улучшает качество вина, вино под винтовой крышкой хуже того, которое закупорено натуральной пробкой, или о том, что корни лозы способны уходить вглубь до 50 м.

«Согласно исследованиям, несмотря на то, что виноградные лозы имеют глубокую корневую систему, которая может уходить на глубину до 6 м и более, в среднем 63% корней находятся в верхнем слое почвы толщиной 60 см, а 80% — до 1 м», — говорит Тенисон.

В случае с пробкой эксперт отмечает, что винтовая пробка не может считаться показателем качества, поскольку это всего лишь выбор винодела.

Именно так считает винный блогер и дегустатор Денис Руденко. По его словам, бытует «народное» представление о том, что домашнее вино, сделанное любителем, — это лучшее вино, «гораздо лучше любого магазинного, в магазине всё — сплошная химия» и «настоящего вина в магазинах нет».

«Это классическое заблуждение людей, которые крайне мало знают о современной винодельческой реальности и слабо представляют, насколько сложен, технологичен и требователен современный винодельческий процесс. Многим до сих пор кажется: «Да что там делать — бросил ягоды в кастрюлю, они побродили, и вот тебе и будет самое лучшее вино». На самом же деле это совсем не так. Качественное виноделие в разы, в десятки раз сложнее. Оно требует от винодела глубоких знаний в агрономии, биохимии, микробиологии. Сделать высококачественное вино без постоянного лабораторного контроля, сложного оборудования и полноценного внимания 24 на 7 практически невозможно», — говорит он.

От винодела требуется глубокое понимание того, что такое высококлассное вино в мировом масштабе, большая «напробованность», чтобы адекватно оценивать собственный результат. Из домашних виноделов лишь единицы могут похвастаться действительно удачными результатами, в то время как подавляющее большинство делает весьма слабые, а порой и откровенно плохие, ужасные вина, при этом искренне ими гордясь, подчеркивает Руденко. Он также утверждает, что вопреки распространенному мнению в магазинах сейчас можно купить «очень качественные, полностью натуральные, точно и аккуратно сделанные вина, полностью проявляющие во вкусе и аромате как сорт винограда, так и регион происхождения» до 1 тыс. руб.

Рекомендуемые записи