Как Россия полюбила безалкогольное вино

Автор: Новости

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Содержание

За первое полугодие продажи безалкогольного вина в России выросли на 60%, говорят представители розничной сети «Лента», Ассоциации экспертов рынка ретейла и виноторговых компаний. Безалкогольное вино, таким образом, оказалось единственным растущим сегментом на рынке вина. По данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), продажи тихих вин в первом полугодии 2025 года сократились на 1,5%, игристых — на 3,5%, а ликерных — на 12%.

Пока в росте безалкогольных вин присутствует эффект низкой базы, говорит вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев. Он оценивает продажи безалкогольных вин в сетях крупных форматов (супермаркет, гипермаркет) в 2–3% от общих продаж вина.

Рост продаж безалкогольных вин — глобальный тренд, и в России они также будут расти в ближайшем будущем, уверен директор департамента продуктового маркетинга компании AST Алексей Несмеянов. Виноторговые компании увеличивают ассортимент безалкогольных вин. Об этом заявили в Fort, Luding Group и AST. Эксперты особо отмечают, что продажи таких вин растут не только в ретейле, но и в ресторанах. «Если еще недавно безалкогольного игристого почти не было в винных картах, то сейчас оно представлено практически в каждой», — сказал директор по закупкам виноторговой компании Fort Дарья Сологуб.

Основные потребители безалкогольных вин — молодежь, которая придерживается здорового образа жизни и пьет все меньше алкоголя, говорит генеральный директор винного дома «Фанагория» Петр Романишин. По его словам, безалкогольные вина позволяют поддерживать компанию даже тем, кто находится за рулем автомобиля или ведет трезвый образ жизни.

Молодежь любит эксперименты с продуктами, что также способствует росту популярности безалкогольного вина, отмечает директор по категорийному менеджменту «Группы Лента» Елена Лямина. По ее словам, «Лента» в 2025 году увеличила ассортимент безалкогольных вин на 50%, на полках появилось более десяти новинок.

Безалкогольные вина имеют четко выраженную сезонность, говорит Алексей Несмеянов: большой всплеск приходится на время поста.

У популярности безалкогольного вина есть и экономическое обоснование. Во-первых, для его продаж не надо получать лицензию на алкоголь. «Безалкогольное вино продается там, где нельзя продавать алкоголь. Это АЗС, онлайн-доставка, другие каналы, закрытые для обычных вин», — говорит Ставцев. Во-вторых, безалкогольное вино не облагается пошлинами, которые сегодня для вина из недружественных стран составляют 25% от цены, но не менее $2 за литр, что позволяет продавцам и импортерам получать большую маржу при его продажах.

Большая часть продаж в безалкогольном сегменте приходится на импортную продукцию. Причина — техника для деалкоголизации стоит дорого, в результате безалкогольное вино производят считаные единицы компаний, в основном из исторических винодельческих регионов — Франции, Италии, Германии и других, говорит Несмеянов. Кроме того, виноделы, которые начинают производить безалкогольное вино, сталкиваются с проблемой получения спирта как побочного продукта деалкоголизации. По словам Ставцева, из тонны вина при процессе деалкоголизациии получатся не менее 100 л спирта — компании нужно его хранить в особых условиях, получать специальную лицензию для производства.

В России выпуск безалкогольного вина освоили только три компании — «Фанагория», «Абрау Дюрсо» и ростовская компания «Вина Арпачина». «Фанагория» выпускает белое и розовое вино Zero, в безалкогольной коллекции «Абрау-Дюрсо» — полусладкие белые и розовые игристые вина, а у «Вин Арпачина» безалкогольные вина из «шардоне» и «каберне совиньона».

Высокая стоимость процедуры удаления алкоголя приводит к тому, что цена безалкогольного вина оказывается достаточно высокой. Сегодня цены на безалкогольные вина начинаются от 800–1000 руб. и доходят до 5000 руб. за бутылку. «Российские производители лидируют в категории «до 1000 руб». Импортные вина, в зависимости от происхождения и способа производства, стоят дороже — в среднем от 1000 до 2500 руб.», — добавила Дарья Сологуб. По данным виноторговых компаний, наибольшим спросом пользуются игристые и белые тихие вина из Испании и Германии.

Большинство опрошенных экспертов уверены, что рыночная доля безалкогольных вин в ближайшие годы вырастет. «Мы ожидаем, что в ближайшие два-три года спрос на безалкогольное вино будет продолжать расти. Рынок еще далек от насыщения, а производители экспериментируют с технологиями и вкусами. Категория продолжит укрепляться как в ретейле, так и в ресторанном сегменте», — говорит Дарья Сологуб.

Ряд специалистов настроены более скептически. Деалкоголизация вина не проходит бесследно для его органолептических свойств, то есть того «гастрономического удовольствия», как от алкогольного вина, вы не получите, говорит энолог-шампанист Olymp Winery Илья Волошин. По его словам, покупатели пробуют безалкогольное вино, но редко совершают повторные покупки или полностью переходят на него. «90% продаж безалкогольного вина на данный момент — это любопытство. Попробовать один раз, чтобы точно знать, почему именно ты этого не будешь делать в будущем», — считает Илья Волошин.

«Безалкогольное вино — тренд, мода и маркетинг. Основной смысл этого «шума» направлен на возможность под «эту марку» везде легально рекламировать «нормальное алкогольное вино», — говорит руководитель по развитию премиального винного портфеля Luding Group Владимир Косенко. По его прогнозам, следующие три года доля безалкогольных вин будет расти и дойдет до 5–7%, в дальнейшем оно отправится на дальние полки к оранжу, петнату и другим ушедшим трендам, закрепившись на уровне 1,5–2% от всего рынка.